Дорога – наша жизнь. Что самое трудное в работе дальнобойщика.
О взаимопомощи, бандитах и дураках на дорогах: белгородский водитель с 20-летним стажем рассказывает о своих буднях за баранкой большегрузного авто.
«Многие думают о нас: что, мол, такого? Сиди и в окно любуйся. На самом деле работа трудная, как, впрочем, и любая работа. В среднем проезжаю по 800 км в день. 12–14 часов за рулём. К концу дня устаёшь, конечно. Больше всего страдает «филейная часть». За год наматываю на своей фуре около 150–160 тыс. км. Это я каждый год около четырёх раз земной шар объезжаю по кругу. Тяжело, но привыкаешь со временем».
«В рейсе всегда надо хорошо питаться. Завтракаю яичницей с колбасой или салом. На обед обязательно первое. Ну а поужинать и бутербродами можно. Сейчас едим, моемся и даже стираем на специальных стоянках. Их везде полно. Заехал – там и душ, и кафе. И стиральные машинки стоят. Всё недорого – рублей 100–200. А вот сплю только в своей машине, в гостиницах не останавливаюсь. И деньги экономлю, и грузовик под присмотром. У меня в кабине «автономка» – обогреватель, который на солярке работает. Поэтому даже зимой в кабине жара.
Про кафе – нужно, конечно, знать, где хорошо кормят. Отравиться в дороге, перекусив некачественно, – случай не из приятных: на фуре поостанавливайся, по кустам побегай! От Белгорода до Читы знаю все кафе и стоянки, где кормят хорошо. И вообще,
если хотите нормально поесть в дороге, всегда смотрите, где останавливаются фуры.
Дорога – наша жизнь. И потому мы знаем, где лучшее соотношение цены и качества».
«Раньше больше взаимовыручки было. Если где‑то ломался – стоило кивнуть другому дальнобойщику, и он останавливался. Сейчас хуже. В сентябре перед Кузнецком километров за 15 до города ступица колеса загорелась. Я потушил, заменил, надо было загрузить старую в кузов. Самому тяжело, думал помощи попросить у коллег. Час стоял, голосовал, но никто не остановился. Пришлось самому затаскивать ступицу верёвкой через борт. И я понимаю, если бы ночью было: вдруг грабители или что‑то такое. Сам бы, может, не остановился. Но ведь днём дело, дорогая ровная, видно исключительно – никто не прячется.
Думаю, это из‑за того что машин очень много появилось. Хотя всё равно сохраняется ещё какая‑то взаимовыручка. Все фуры рациями оснащены, мы общаемся в дороге. Когда из Белгорода выезжаю, у встречной фуры спрашиваю по рации: что и как впереди. И уже знаю, что меня ждёт на трассе до Пензы: там полиция стоит, тут – авария и пробка, там замело»
«В девяностые бандитов много было. В каждом городе останавливали, подрезали на легковушке, вставая перед фурой. Не бить же своим КамАЗом. Приходилось останавливаться. В основном деньги платили, но если их не было, то как‑то договориться пытались. Говорили, что кто‑то с оружием ездил. Но это ерунда всё: смотря на кого нарвёшься. Если наркоманы – одно дело. А если серьёзные люди, то это бесполезно.
У меня «травмат» лежит, но больше для самоуспокоения. За 20 лет чего только не было: и тент ночью резали, и запаски воровали.
А одна запаска на фуру 25 тыс. рублей стоит.
Останавливали и милиционеры. Раньше по всей стране посты стояли, не проехать. В некоторых областях особенно лютовали: Ростов, Ставрополь. Там они на отдыхающих прикормленные были. И если с легковых машин могли не взять, то нас, дальнобойщиков, никто не боялся. Сразу говорили, сколько дать надо. Сейчас всё прекратилось.
Но самые беспардонные поборы на Украине были. Там останавливали и просто говорили: «Дай! Дай хоть что‑нибудь. Нет денег? Пачку сигарет дай!»
«Сейчас дороги по России практически везде хорошие. Новый Уренгой, Мурманск, Кольский полуостров, Чита. Юга все проехал – от Абхазии до Новороссийска: Лоо, Геленджик, Ставрополь, Ростов. Раньше от Самары до Уфы 400 км еле за сутки проезжали. Теперь за полдня проскакиваем.
А вот дураков меньше не становится. Подрезают постоянно. Выскочит на полосу, там встречная машина, и ему деваться некуда. А я тоже нормально иду – километров 100 в час. 15 тонн тара и 25 груза. 35–40 тонн за плечами. Затормози попробуй быстро! А лихачи об этом не думают.
Но дальнобойщики при этом всегда уважительно стараются себя вести. У нас кабина высоко – если видим, что впереди нет никого, то показываем поворотом: обгонять можно. А хамов стараемся учить. Если пробка и по обочинам пытаются объехать – можем перегородить. Потому что они крадут время у всех водителей, которые в пробке стоят».
«Кроме того что работа у нас не самая лёгкая, ещё и ответственность огромная.
Ты в дороге и водитель, и бухгалтер, и охранник.
Машина стоит 7 млн. И груз миллионов на 10, к примеру. И в итоге у тебя минимум 15 млн имущества. Не дай бог случится что – не расплатишься, а у меня двое детей. Потому дальнобойщик всегда осторожен. И на дороге, и на остановках. Я, к примеру, всегда только на платных остановках ночую, где охрана есть. Так и работаем. Ездим, колесим. И годы в дороге проводим…»
Источникwww.belpressa.ru